preloaderIcon

Версия для слабовидящих

Адрес:

г. Курск, проспект Анатолия Дериглазова, дом 27 Б.

Контактный телефон:

+7 (4712) 76-03-99

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики»

Пояснительная записка.

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • выявить взаимосвязь речи и мелкой моторики;
  • показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;
  • изготовить совместно с воспитателями пособия из бросового материала для детей.

Оборудование: цветной картон, ножницы, прищепки, грецкий орех, «колючий коврик», карточки со стихами, каточки для рефлексии, цветная прочная нить, карандаш, мука, воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», воронка, цветные маркеры.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» (В. А. Сухомлинский).

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается.

В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Только во время проведения физминуток применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.

На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике.

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:

  1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
  2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем(отрепетированы движения, выучен текст).
  3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
  4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
  5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
  6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
  7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
  8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
  9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
  10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Мы с вами в детском саду используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  • игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
  • специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика;
  • игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки; пришивание, застёжки, мозаика и т. д.;
  • изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т. д.

Упражнений для развития мелкой моторики условно подразделяют на группы:

Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета:

  • внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;
  • графические упражнения;
  • дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;
  • соединение по точкам;
  • рисование по образцу и т. д.

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета:

  • плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц и т. д.
  • театр в руке (кукольный, пальчиковый, перчаточный, театр теней).

 Упражнения по выработке мускульной памяти:

  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками;
  • грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами;
  • шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма:

  • мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;
  • отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;
  • работа с пластилином, бумагой, тканью;
  • игры с бусами— перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы;
  • игры с канцелярскими резинками или резинками для волос;
  • игра «Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы. Двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
  • «комканье» платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
  • игры с губками;
  • игры с прищепками.

Упражнения для развития тактильной чувствительности:

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата:

  • работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
  • с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т. п.

  • «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;
  • Закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;
  • Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Выполнение творческих заданий:

  1. Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.
    Предлагаем вам за 2 минуты вспомнить пословицы, поговорки, крылатые выражения о руках.
    («мастер на все руки», «золотые руки», «положа руку на сердце», «рукой подать», «руками развести», «руки опускаются», «своя рука – владыка», «чужими руками жар загребать», «руки не оттуда растут», «как рукой сняло», «глаза боятся – руки делают»)
  2. Рассказать стихотворение с помощью рук:

  • Веселый кролик Банни
    Резвился на поляне.
    А если шорох слышит,
    Замрет он – и не дышит.
    И на его макушке
    Встают, как стрелки, ушки.
    А домик его – норка –
    Под ёлкой у пригорка.
    Он к норке подбегает.
    И прыг – в неё ныряет!

  • Ах, обжора-черепашка!
    Панцирь – вот её рубашка.
    Может лазить по горам,
    Может плавать по волнам.
    Поплывет – и цапнет рыбку,
    Съест с довольною улыбкой.
    Отдохнет она немножко,
    На обед поймает мошку.
    Если ужинать пора,
    Цап – и схватит комара!
    Но еды ей не хватило:
    Цап!
    Меня за нос схватила!
  1. Вырезать заготовки из картона и дополнить их прищепками, чтобы получился узнаваемый предмет.
  2. Из «Чудесного мешочка» достать предмет (грецкий орех, колючий «коврик»). Необходимо придумать сказку с этим предметом, развивающую мелкую моторику руки.
  3. Изготовление пособий из бросового материала.

Пособие «Мякиш».

Цель: самомассаж ладони ребёнка.

Материал: мука (крупы), воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», карандаш, ножницы, воронка, цветные маркеры.

Изготовление: берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, гречка). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками «мулине». Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.

Итог семинара-практикума.

Таким образом:

  • тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;
  • функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;
  • развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением;

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Рефлексия - Игра «Закончи предложение».

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:
«Удачным сегодня было…»
«Я задумалась…»
«Мне бы хотелось в следующий раз…»
«Для своей работы я почерпну…»
«Думаю, моим воспитанникам понравится…»
«Я впервые услышала о …»

На память о нашем семинаре раздать памятки, которые помогут в работе по развитию мелкой моторики руки воспитанников.

Памятка.

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики с грецким орехом:

  1. Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки.
  2. Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.
  3. Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Грецкий орех катается вперед и назад по направлению косточек. Повторить упражнение для левой руки.
  4. «Колобок». Грецкий орех лежит на левой руке, правая рука – сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для правой руки.

Мой орех не отдыхает,
На ладошке он гуляет,
Взад-вперёд его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу — правой
Я его катаю, браво!

  1. «Упрямый орешек». Пальцы на обеих руках крепко прижаты друг к другу, грецкий орех зажимается между ними – проталкивается между пальцами.
  2. «Крышечка». Пальцы собираются в горсточку – грецкий орех прокатывается между ними.
  3. Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т. д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием.

Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.

После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились).

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики в «сухом бассейне»:

Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см. промытым и просушенным горохом, гречкой, фасолью или камешками для аквариума. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:

«Горох». Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

  • В миску насыпали горох,
    И пальцы запустили,
    Устроив там переполох,
    Чтоб пальцы не грустили.

«Фасоль». На дне бассейна спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.

  • В миске не соль, совсем не соль,
    А разноцветная фасоль.
    На дне – игрушки для детей,
    Мы их достанем без затей.

«Тесто». Опустить кисти рук в бассейн и изображать, как месят тесто.

  • Месим, месим тесто,
    Есть в печи место.
    Будут-будут из печи
    Булочки и калачи.

«Лодочка». Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности сухого бассейна.

  • Лодочка плывёт по речке,
    Оставляя на воде колечки.

«Повар». Выполнять круговые движения кистью в сухом бассейне по часовой стрелке и против неё.

  • Варим, варим, варим щи!
    Щи у Вовы хороши!
    «Стираем платочки»

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну в направлении вперёд-назад, пальцы разведены.

  • Мама и дочка стирают платочки.
    Вот так, вот так!
    Постирали и отжали.
    Ох, немножко мы устали.

«Колобок». Сжимать и разжимать кулачки в сухом бассейне.

  • Кулачок как колобок.
    Мы сожмём его разок.
    Кулачки сжимаем,
    Кулачками мы играем.

«Зарядка». Сжимать и разжимать кулачки.

  • Пальцы делают зарядку,
    Чтобы меньше уставать.
    А потом они в тетрадке,
    Будут буковки писать.

«Напрягаем пальцы». Опустить руки в бассейн. Растопырить пальцы, напрягать их, как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

  • Только уставать начнём,
    Сразу пальцы разожмём,
    Мы пошире их раздвинем,
    Посильнее напряжём.

«Ладошки здороваются». Опустить кисти рук в бассейн. Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.

  • Наши пальчики сплетём,
    И соединим ладошки.
    А потом как только можем,
    Крепко-накрепко сожмём.

«Лягушки». Сжать руки в кулачки и положить их на дно пальцами вниз. Резко распрямить пальцы и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

  • Две весёлые лягушки,
    Ни минуты не сидят.
    Ловко прыгают подружки,
    Только брызги вверх летят.