Социо – игровая технология
Выступление на семинаре «Социо – игровая технология в ДОУ»
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо проявлять творческую активность, самостоятельность, постоянно самосовершенствоваться и непрерывно учиться. Чтобы эти качества проявлялись, необходимо уметь слышать ребенка.
Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью), инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства». В развитии всех этих качеств может помочь социоигровая технология.
2 слайд: Социоигровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности.
3 слайд: Поэтому Девизом каждого из педагогов должны быть слова: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».
4 слайд: Социоигровая технология основывается на социоигровом методе Шулешко, Букатова, которые отмечали, что «Главная забота воспитателей – не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба». Поэтому социоигровая технология отличается от традиционной педагогики.» Социоигровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социоигровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
5 слайд: Основными задачами социоигровой технологии являются: повышение качества образования детей; снятие страха перед деятельностью; развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей; развитие у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими; формирование у детей навыков слаженной работы; развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок», «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
6 слайд: Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит.
7слайд: Что это значит?
-Движение - под любым предлогом. Чтобы дети могли двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать.
-Чтобы сохранить каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям), слушающего (других людей), действующего (вместе с другими).
-Работа малыми группами 3-6 человек. Все группы должны подчиняться правилам, которые заранее обговариваются и постоянно напоминаются детям.
- один за всех и все за одного
- капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана
-одна команда отвечает. а другие слушают
- когда работаешь – не мешай другому
- справился сам – помоги друг
- умей принять помощь
- главное не бояться отстаивать свою правоту.
Состав микрогрупп, их количество и численность должны меняться в процессе организованной деятельности.
-Во всех видах деятельности идти от возможностей детей.
-Открыть широкий путь игре.
-Не навязывать детям свои представления, а создавать условия для высказывания детьми собственных представлений.
8 слайд: Существует несколько принципов, руководства в работе с детьми по социоигровой технологии:
- Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
- Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно –то интересно.
- Движение и активность.
- Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
- Принцип полифонии. За 133 - мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.
Что это значит: ребенку добывать знания вместе с ровесниками более интересно, он более мотивирован. В итоге дети получают новые знания, одни побольше. другие поменьше в силу своих индивидуальных особенностей.
9 слайд:
Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.
- Игры - задания для рабочего настроя («Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Летает - не летает» и др.).
- Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом («Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.).
- Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха («Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.)
- Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно - исполнительский результат («Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.).
10 слайд: таким образом, применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков. в результате работы у дошкольников проявляется любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами предметов, с законами жизни природы, у детей преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень творческих способностей.
11 слайд: литература по технологии
12 слайд: заказ литературы.
13 слайд: спасибо за внимание
Презентация на тему «Использование элементов социоигровой технологии в развитии дошкольников»
Игры и упражнения для работы с детьми в рамках социо – игровой технологии
В утренние часы необходимо использовать игровые упражнения для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками («Паровозик», «Передай настроение», «Бабушка Маланья», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» и др.)
Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и др.
На занятиях желательно предлагать игровые задания, целью которых является пробуждение интереса друг к другу, постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела, отнесены в группу рабочего настроя («Летает – не летает», «Волшебная палочка», «Встать по пальцам», «Разведчики», «Замри» и др.)
Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому, можно использовать разминки-разрядки: «Заводные человечки», «Воробьи-вороны», «Руки-ноги», «Клубок», «Выход ряда» и др.
На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых. Сюда входят: «Считалки», «Вороны-воробьи», «Горелки», «Прятки» и др.
Для организации детей необходимо делить детей на микрогруппы, которые позволяют ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках своей работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при возникновении своих проблем.
чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;
одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков и т. п.);
по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы;
со своими друзьями;
с тем, с кем живешь рядом;
с кем спишь рядом в детском саду;
с кем вместе сидишь за обеденным столом;
с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т. п.;
найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака и т п.
отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу;
геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;
геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру;
мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т. п.;
муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.
Каждому ребенку даётся какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Можно предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной (или двумя парами) и представляет его для всех
Возможные варианты заданий:
составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т. п.
нарисовать рисунок на определённую тему (или без неё, сделать аппликацию или подделку, слепить;
составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.
Предлагают детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:
назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т. п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия, повторяя их в том же порядке.
Игры:
«Тень»
У каждого из вас есть тень. Мы часто не обращаем на неё внимания, хотя она – наш самый верный друг. Она повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, спит, занимается. Я предлагаю вам побыть не собственной тенью, а тенью других. Пусть один из вас будет человеком, а другой тенью.
«Общий круг»
Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас встанем, но только так, чтобы каждый из вас видел всех ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас (единственным верным решением здесь является круг). Когда все дети встали в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнёт здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребёнку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).
«Передай движение»
Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например, причёсывается, моет руки, подметает и т. д., затем будит своего соседа и показывает ему, своё движение, тот будит следующего и показывает ему, и так – по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдёт очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают своё движение и не передадут его по кругу.
Буклет «Социо-игровая технология»
Буклет «Социо-игровая технология»