preloaderIcon

Версия для слабовидящих

Адрес:

г. Курск, проспект Анатолия Дериглазова, дом 27 Б.

Контактный телефон:

+7 (4712) 76-03-99

Трудности в процессе адаптации дошкольника в ДОУ и рекомендации для успешной адаптации

Консультация педагога –психолога Тененёвой Инны Александровны.

Адаптация к детскому саду – сложное время для ребёнка. В первую очередь она требует от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным или негативным (стресс) результатам. При этом выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

На основании этих критериев выделяются 3 степени сложности адаптации дошкольника в ДОУ:

  • Легкая степень. Ребёнок вливается в коллектив за 2-4 недели. Эта степень характерна для большинства детей. Дети идут на контакт со сверстниками и взрослыми, преобладает хорошее настроение, ребёнок заходит в группу без слёз и истерик, способен озвучить свою просьбу, может занять себя на короткий промежуток времени, быстро привыкает к распорядку дня, а так же делится с родителями произошедшим за день.
  • Средняя степень. Дети характеризуются адекватным поведением, но, в основном, проявляют безразличие по отношению к сверстникам, хотя и не отказываются от общения с ними. Ребёнок часто демонстрирует негативные реакции, но говорить о дезадаптации в данном случае нельзя. Ребёнок адекватно реагирует на замечания, расстаётся с мамой с трудом, но быстро отвлекается и включается в игровой процесс. Ребёнок редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций. При таких условиях процесс адаптации занимает 2-3 месяца.
  • Тяжёлая степень. Дети с тяжёлой степенью адаптации встречаются крайне редко. Период адаптации у них идёт до полугода и даже больше. Кто-то безутешно плачет, кто-то проявляет агрессию (дерётся, кусается и т.п.), а кто-то замыкается от окружающих (детей, воспитателей). Таких детей всегда легко увидеть в детском коллективе. Ребёнок отказывается контактировать со сверстниками и взрослыми, демонстрирует явное нежелание принимать пищу, ложиться в кровать, заходить в группу. Дети с тяжёлой степенью адаптации после расставания с родителями сильно плачут, не успокаиваются на протяжении долгого времени. В крайних случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

  • Возраст ребёнка. Безусловно, каждый ребёнок индивидуален, но, по мнению большинства психологов, оптимальный возраст для начала посещения детского сада – 3 года. Это объясняется тем, что в возрасте 1-3 лет закладывается основа детско – родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому у малыша разлука с мамой вызывает огромный стресс и порождает нервное эмоциональное напряжение на протяжении длительного периода. Важную роль здесь так же играет кризис трёх лет. После его окончания ребёнок становится более самостоятельным и менее психологически зависимым от матери, поэтому ему проще расстаться с ней на некоторое время.
  • Состояние здоровья. Дети с серьёзными хроническими заболеваниями часто испытывают сложности с привыканием к детскому саду в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями. Да и у заболевшего ребёнка повышается уровень утомляемости, следовательно, эмоциональное состояние будет так же нестабильно.
  • Уровень социализации. С началом посещения детского сада у ребёнка расширяется круг общения. Детям, которые привыкли к многочисленному окружению, будет гораздо проще влиться в коллектив, нежели детям, чей опыт общения совсем небогатый.
  • Степень психологического развития. Нарушить процесс адаптации и привести к дезадаптации может как задержка психического развития, так и одарённость.

Итак, как же помочь ребёнку успешно адаптироваться к условиям детского сада?

  • При ребёнке отзывайтесь о детском саде и воспитателях только положительно;
  • Создайте в семье дружелюбную атмосферу, без ссор и выяснений отношений;
  • Дома так же поддерживайте режим, по которому дети живут в детском саду;
  • Ведите диалог с воспитателями. Расскажите им об индивидуальных особенностях вашего малыша;
  • Будьте терпеливы;
  • Если ребёнок тяжело переживает расставание, договоритесь с воспитателями, чтобы он брал с собой из дома любимую игрушку. Так ребёнок будет чувствовать себя спокойнее;
  • Утром, оставляя ребёнка в детском саду, говорите с ним спокойно и уверенно. Дети чувствуют, с каким настроением их провожают в детский сад;
  • Начинайте знакомство с детским садом постепенно: некоторое время оставляйте ребёнка в нём на 2-3 часа, затем постепенно увеличивайте время его пребывания в группе. Данный процесс индивидуален и будет корректироваться, исходя из особенностей адаптации вашего ребёнка.
  • В процессе привыкания к детскому саду дети переживают стресс и часто находятся в состоянии эмоционального напряжения, так как не всегда могут выплеснуть свои эмоции для окружающих. Важно учитывать этот факт при совместном времяпровождении. Дома организуйте активные подвижные игры, в которых ребёнок может получить эмоциональную разрядку;
  • Занимайтесь с ребёнком совместной творческой деятельностью. Это еще больше сблизит вас с ним и посодействует укреплению детско – родительских отношений.

Если ребёнок тяжело расстаётся с мамой и на протяжении дня чувствует себя в коллективе некомфортно,  прибегайте к помощи сказок. Придумайте вместе сказку с участием его любимых игрушек (зайчиков, мишек и т.п.). В сказке обыгрывайте сцены посещения игрушкой детского сада. Например, утром зайчик пошёл в детский сад, был немного расстроен, но, когда мама вышла, он перестал плакать и пошёл играть с друзьями. Обязательно проигрывайте в сказке режимные моменты детского сада (прогулка, приём пищи, сон). Ключевым моментом в сказке должна быть встреча зайчика с мамой. Такие сказки необходимо проигрывать как можно чаще (в период адаптации). Так у ребёнка формируется более точное понимание того, что такое детский сад. Через сказку ребёнок включается в этот процесс и временное расставание с мамой не добавит излишнего напряжения нервной системе.

Ненужные действия

  • Нельзя тайком сбегать от ребёнка, так как он может испугаться этого, а при ваших следующих попытках оставить его, будет сильно плакать;
  • Не подкупайте ребёнка игрушками и т.п. Привыкнув к этому, он будет требовать поощрение каждый день. Делайте больший упор на эмоции, связанные с дальнейшим совместным времяпровождением. (Например, «После того, как ты сходишь в садик, мы с тобой вместе погуляем, порисуем и пр.).
  • Обман. Не обещайте прийти за ребёнком через часик, если собираетесь его забрать вечером. Ребёнок весь день будет находиться в напряжении, в ожидании, будет ощущать себя преданным. После нарушения обещания ребёнок может потерять к вам доверие, которое снова завоевать бывает непросто.

Адаптация в детском саду – обычное и необходимое явление. Но нервная система ребёнка достаточно сильна, чтобы выдержать данное испытание. Если же в течение продолжительного времени (2-3 месяцев) эмоциональное состояние ребёнка не пришло в норму, то следует обратиться к психологу для более детального анализа ситуации и получении помощи и дальнейших рекомендаций. Удачной адаптации к детскому саду!