preloaderIcon

Версия для слабовидящих

Адрес:

г. Курск, проспект Анатолия Дериглазова, дом 27 Б.

Контактный телефон:

+7 (4712) 76-03-99

Как воспитателю решать этические дилеммы

В прошлых лекциях мы обсудили, каких этических норм должен придерживаться воспитатель и что бывает, если нарушать правила поведения. В этой лекции поговорим про этические дилеммы, которые возникают в работе любого воспитателя. Вы узнаете, как решить дилемму, чтобы не навредить себе и воспитанникам.

 

Что такое этические дилеммы

 

Этические дилеммы в деятельности воспитателя – это профессиональные ситуации, в которых нужно сделать выбор, как действовать дальше. Однозначного решения нет, а возможные альтернативы в равной степени затруднительны. 

Признак этической дилеммы – вам сложно определиться с дальнейшими действиями. Например, сомневаетесь, стоит ли делать замечание ребенку, опасаетесь навредить. Для каждого варианта решения вы видите свои плюсы и минусы. Один вариант кажется правильным с профессиональной точки зрения, второй – с точки зрения личных убеждений. Причем у каждого варианта есть свои нежелательные моральные последствия. 

 

Как решать этические дилеммы

 

Воспитателю часто приходится делать выбор между личными и профессиональными убеждениями: сказать родителям правду о ребенке или скрыть ее. Этические дилеммы связаны с конфликтом интересов и двойными отношениями

Выбор между правдой и молчанием. Ребенок в вашей группе часто нарушает правила поведения: дерется с другими детьми, пытается испортить  чужие игрушки, грубит, топчет клумбы. Но если вы сообщаете родителям о его проступках, он на следующий день приходит со следами побоев. Воспитанник говорил вам, что родители его бьют. Как поступить в ответ на очередную выходку? Определите по таблице 1, какую норму нарушил дошкольник.

 

 

 

Таблица 1. Виды проступков дошкольника

 

Норма

Пример проступка

Юридическая

Воровство, бродяжничество, попрошайничество

Социальная

Нецензурная брань в адрес воспитателя

Дисциплинарная

Систематическое нарушение требований к бытовым правилам детского сада

Моральная

Обидные издевки над другими детьми

 

Если воспитанник нарушил юридическую норму, вы обязаны сообщить семье. На беседу с родителями пригласите социального педагога, заведующего ДОО или его заместителя. Предварительно сообщите им, что вам известно о побоях в семье. Родителям поясните, что готовы защищать права ребенка, если они возобновят физическое насилие.

Оцените, насколько важно информировать семью. Для этого задайте себе три вопроса:

– хотя бы раз родители прислушивались к вашему мнению?
– у них есть положительное влияние на ребенка?
– когда-нибудь родители поступали так, как вы рекомендовали?

Если ответы положительные – сообщите родителям о проступке ребенка. В случае отрицательных ответов поставьте семью в известность, когда это необходимо по профессионально обоснованной причине. Например, если вы наблюдаете негативную динамику поведения, ребенок вредит ровесникам.

Справка

Когда надо сообщить семье воспитанника о его проступках

Вы обязаны уведомить родителей, когда ребенок:

– совершает противоправные или преступные действия (ворует, бродяжничает, попрошайничает);
– употребляет алкоголь, наркотики, психоактивные вещества;
– участвует в физическом и психологическом насилии над другими детьми;
– причиняет или собирается причинить физический вред себе или кому-то из окружающих;
– совершает побеги из детского сада.

В остальных случаях скажите ребенку, что его поведение было неправильным. Объясните, что не желаете навредить, попросите изменить поведение. Сообщите, каких дальнейших действий ждете от воспитанника. Например, предложите публично извиниться перед воспитателем или другим ребенком, аккуратно сложить разбросанные вещи и т. д. Предупредите, что в случае повторных проступков будете вынуждены сообщить семье.

Совет 

Привлеките к работе психолога

Проконсультируйтесь с педагогом-психологом, если не можете урегулировать поведение ребенка, а семья действует нецелесообразно. Если в детском саду есть психолого-педагогический консилиум, обсудите со специалистами, как будете работать с ребенком.

 

Ситуация: вы заметили, что двое детей из подготовительной группы курят. Нужно ли сообщить семьям? 

Да, поскольку это угрожает здоровью детей. 

 

Выбор между личными и профессиональными убеждениями. Оцените, какую область затрагивает противоречие между личными и профессиональными убеждениями (таблица 2).

Таблица 2. Внутренние противоречия, которые могут возникнуть у воспитателя

Область

Что вы ощущаете

Мировоззренческая

Считаете, что профессиональное требование недопустимо, так как оно противоречит вашим ценностям
и идеалам

Целевая

Руководство ДОО и вы по-разному понимаете главные цели воспитания

Техническая

Вы не согласны со способами действий в какой-то ситуации, считаете неверной технику работы ДОО

Финансово-бытовая

Вы не согласны с условиями оплаты труда, с ненормированным графиком

Противоречие может носить мировоззренческий характер или быть неразрешимым. Например, вы категорически не хотите, чтобы в группе присутствовали дети-мигранты, но они есть. Самое лучшее для вас – сменить работу.

В остальных случаях придерживайтесь правила: в профессиональных действиях ориентироваться на профессиональные задачи. Этический кодекс предписывает действовать согласно функционалу воспитателя, а не вашим личным убеждениям.

Ситуация: вы верующий человек и считаете, что основой нравственного поведения человека служат религиозные нормы. Можете ли вы ссылаться на них в воспитательной работе с детьми, на родительских собраниях?

Нет, если ДОО не имеет религиозного компонента. Религиозные высказывания могут стать дискриминацией по отношению к детям, религия которых отличается от вашей. Поэтому все, что вы можете, это быть примером нравственного поведения самому себе. Высказывайтесь только о собственном вероисповедании, чтобы это не касалось воспитанников и их семей. 

 

Ситуация: вы считаете, что занятия урочного типа в подготовительной группе – неудачная форма работы с детьми. Однако вам надо провести родительское собрание на тему подготовки детей к школе. Стоит ли говорить о своем отношении к занятиям урочного типа? 

Не стоит. Не критикуйте урочную систему как таковую, всю систему образования и конкретных людей. Максимум, что можно сделать, – это рассказать, какие недостатки вы видите в занятиях урочного типа с дошкольниками, в чем минусы для детей. Подскажите родителям, как помочь детям подготовиться к школьному обучению.

Конфликт интересов. Личная заинтересованность может повлиять на профессиональное решение воспитателя. Например, родители просят вас за отдельную плату позаниматься с ребенком, чтобы помочь ему освоить некоторые знания и улучшить поведение. Стоит ли соглашаться? 

Не соглашайтесь на предложение родителей, если может возникнуть конфликт интересов. В частности, когда считаете, что:

– ваша мотивация сводится к материальной или иной выгоде;
– ребенку нужна комплексная, а не только педагогическая  помощь;
– занятия не помогут ребенку лучше овладеть знаниями в силу особенностей его развития.

Если есть конфликт интересов, порекомендуйте семье кого-то из коллег. Если конфликта нет, обговорите с родителями цель, стоимость, длительность, время и форму занятий. Целью может быть развитие речи, словарного запаса, навыка чтения, счета в пределах десяти, конкретных знаний и умений и т. д.  Предупредите, что занятия не гарантируют повышения знаний и изменения поведения. Ежемесячно обсуждайте с семьей результаты работы.

Правильный ответ на вопрос из теста по теме                                                                                         

В каком случае воспитатель вправе согласиться на репетиторство?

Правильный ответ: если цели занятий – развитие речи, расширение словарного запаса. 

 

Ситуация: вы воспитатель в только что сформированной группе детского сада. На первом собрании родители спрашивают, что дарить вам на праздники. Можно ли назвать свои пожелания?

Попросите родителей самостоятельно решить вопрос с подарками. Высказывать пожелания о дорогостоящих презентах нельзя. Как работник образовательной организации, вы не вправе принимать подарки дороже 3000 руб. Можете назвать любимые цветы или рассказать о своем хобби.

Правильный ответ на вопрос из теста по теме

Какие подарки вправе принимать воспитатель ДОО от родителей?

Правильный ответ: дешевле 3000 руб.

Двойные отношения. Не совмещайте отношения «я – воспитатель, вы – родитель моего воспитанника» с какими бы то ни было другими отношениями (дружескими, романтическими). Будьте корректны, если двойные отношения возникли в силу обстоятельств. Например, в группу пришла дочь руководителя вашего мужа или сын вашего врача. Не ведите себя особым образом по отношению к этой семье или ребенку. Избегайте коррупции, пристрастности, будьте справедливы. Взаимодействуйте с родителями только на профессиональном уровне.

Ситуация: вы работаете воспитателем в старшей группе. Родители воспитанников ваши ровесники. Они предлагают вам приходить на дни рождения детей, которые будут отмечать в кафе, ездить вместе на пикники. Стоит ли соглашаться? 

Не стоит. Предложите альтернативу – праздник в группе раз в 3–4 месяца с поздравлением детей, у которых были дни рождения. Например, в конце мая поздравлять тех, кто родился весной, и т. д. Воздержитесь от употребления алкоголя и курения в компании родителей ваших воспитанников, даже если кажется, что это поможет наладить контакт. 

 

Ситуация: вам нужна консультация юриста, а у одного из детей вашей группы мама – юрист. Можно ли обратиться к ней за консультацией?

Это противоречит профессиональной этике. Попросите ее о помощи, только если не нашли другого юриста. Двойные деловые отношения могут дать повод окружающим усомниться в вашей добросовестности и беспристрастности. 

 

Как поступить, если не можете решить этическую дилемму

 

Если вы столкнулись с дилеммой, обратитесь к своему опыту. Рассмотрите ситуацию с разных сторон. Задайте себе вопросы:

– Как я могу поступить?
– Почему я сомневаюсь?
– В чьих интересах я собираюсь действовать?
– Могу ли я бездействовать? 
– Были ли у меня подобные ситуации в личной жизни или работе? А у моих коллег, друзей, знакомых, родственников?
– Что и кто влияет на мое решение?
– Как соотносятся варианты моих действий с юридическими нормами?
– Как соотносятся варианты моих действий с этическими нормами? 
– Что будет наименьшим злом?

Если не можете принять решение, используйте прием мысленного эксперимента. Представьте, что ваше решение станет известно коллегам, членам семьи, появится в СМИ. Подумайте, как окружающие отреагируют на ваши действия.

 

Совет 

Не рискуйте репутацией 

Действуйте как педагогический работник, то есть исходя из своей профессиональной роли, а не из личных соображений. Помните, что ваша цель – физическое, психологическое, социальное благополучие воспитанников. 

 

Как защитить ребенка от противоправных действий семьи

 

Проинформируйте администрацию ДОО, если узнали, что семья вовлекает ребенка в противоправную деятельность, употребление алкоголя и наркотиков или применяет насилие. Образец докладной записки – ниже.

 

Как сообщить администрации

Заведующему МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №20»

О.В. Поляковой

от воспитателя группы
Ф.И.О.

 

Докладная

Довожу до Вашего сведения информацию о жестоком обращении родителей с ребенком, посещающим подготовительную группу, Матвеевым Юрием. За время работы с группой я неоднократно наблюдала, что Юра приходит в садик со следами побоев на лице и теле. В ответ на мои вопросы Юра сообщил, что его отец, Матвеев И.С., бьет его за шумные игры, разбросанные игрушки, отказ доедать пищу до конца. В начале сентября у Юры был сломан палец на руке: с его слов, это сделал отец. Друзья Юры (Попов Дмитрий и Овсянников Михаил) рассказали, что Юра говорил о жестоких побоях отца и о своем страхе перед ним. Я проводила беседу с родителями Матвеева после родительского собрания ДД.ММ.ГГ., указывая на недопустимость физических наказаний, однако мальчик приходил в садик с побоями и после этого. Прошу привлечь к работе с семьей уполномоченного по правам ребенка, педагога-психолога, органы опеки и попечительства, принять необходимые меры по защите ребенка от домашнего насилия.

Дата ДД.ММ.ГГ.

Подпись

 

Вы изучили блок лекций о правовых и этических нормах, которые обязательны для всех воспитателей. По итогам этой темы пройдите тест из десяти вопросов. Если сомневаетесь, как отвечать, вернитесь к нужной лекции и перечитайте ее. 

 

© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru