Конспект «Синичкин день» группа №5
Цель: формирование у воспитанников ценностного представления о зимующих птицах родного края.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с зимующими птицами, с разными видами синиц; расширить представления детей о всероссийских праздниках.
Развивающие: способствовать развитию и коррекции связной устной речи; вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.
Форма проведения: экологическое занятие.
Условия для проведения: группа детского дома.
Оборудование: вывеска «Синичкин день». Иллюстрации зимующих птиц ; иллюстрация кормушки; корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, несоленое сало, зерно), шоколад, чипсы.
Предварительная работа: наблюдения во время прогулки. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Ход мероприятия
1. Сообщение темы
Воспитатель: Послушайте и попробуйте догадаться, о ком сегодня мы будем вести речь.
Небольшая и пёстрая птица,
Не боится зимой простудиться,
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто …(Синица)
Да, вы угадали. Это синичка. И сегодня наше занятие будет посвящено ей и другим зимующим птицам. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается «Синичкин день»- день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города на зимовку.
Почему именно «Синичкин день»? Да потому, что на Руси, синица – божья птица, считается, раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то, будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, почему синичку так назвали?
Дети: Название «синица», возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперение этих птиц часть перьев, имеет сине-голубую окраску
2. «Построим кормушку» (макет кормушки вывешивают на доске, а затем прикрепляют птичек)
Воспитатель: Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, а какие, вы узнаете, отгадав загадки. Их мы посадим в нашу кормушку.
- На окне дремала птица:
«Галка-галка, что вам снится?»
Отвечала птица сонно:
«Я не галка, я… (Ворона)
- В серой шубке перовой.
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает.
Под карнизом обитает… (Воробей)
- Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)
- Верещунья, белобока, а зовут её… (Сорока)
- Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит (голубь)
- Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день
Суетится, суетится
Целый день звенит «тень- тень»!
Угадайте что за птица?
То весёлая… (синица)
- Стойкий, стужам не подвластный
Песней славит он зарю,
Знать не даром, галстук красный
дан с рожденья… (снегирю)
- Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым-
лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест) -
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)
Прилетают и другие птицы. Такие как – щеголь, чечетка, сойка.
Игра «Прилетели птицы»
Я сейчас буду называть только птиц, но могу и ошибиться. Если вы услышите ошибку, то будите топать. Начинаем:
Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают.
Синичка: Что не правильно?
Дети: мухи!
Синичка: А мухи - это кто?
Дети: Насекомые.
Синичка: продолжаем:
Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Дети топают.
Синичка: Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…
Дети топают.
Синичка: Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, черные грачи, лебеди, скворцы…
Молодцы! Замечательно!
4. Викторина «Что ты знаешь о птицах?»
- Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)
- Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (кукушка)
- Кто из птиц летает дальше всех и выше всех? (орёл)
- Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой. (ласточка)
- Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу - насекомых, личинок? (скворец)
- Какую птицу называют ночной кошкой? (сову)
- Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи)
- Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)
- Руки птицы. (Крылья)
- Ноги утки. (Лапы)
- Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)
- Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел)
- Какая птица не вьёт гнездо? (кукушка)
- В какое время птицы вьют гнезда? (весна)
- Для чего нужны всем птицам хвосты? (управление в полете)
- Какая птица не спит ночами? (сова)
- Какая птица любит воровать блестящие предметы? (сорока)
- У какой птицы дом на скале? (орел)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Вы много знаете о птицах. И, конечно, вы знаете, что птицам надо помогать, заботиться о них, особенно в зимнее время. А как мы будем помогать птицам?
Дети: Сделаем кормушки, приготовим подкормку.
Воспитатель: Конечно же, люди готовят для пернатых подкормку, делают кормушки. Кормушки можно сделать из любых подручных средств.
Воспитатель: Чем можно подкармливать птиц?
Дети: Птицы любят семечки, пшено, крошки хлеба…
Игра «Отбери корм для птиц».
Детям предлагается отобрать корм для птиц (семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т.д.), что можно, а что нельзя класть в кормушку.
Воспитатель: Всё верно. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки и черный хлеб. Охотно птицы едят творог, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.
А любимое лакомства синиц – сало. Без дополнительной подкормки человеком из 10 синиц к весне выживают только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает какую?
Дети: Птицы борются с вредными насекомыми.
Воспитатель: Да, например, дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синичка - маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Синички вообще очень прожорливы — так что еда в кормушках должна быть всегда. Интересно, что все зернышки, которые не помещаются в желудок, эта маленькая синяя птичка складывает в дупле или в ином укромном месте, а потом возвращается за провиантом.
Подведение итогов
Воспитатель: Наше мероприятие подходит к концу. Обобщим:
О каком дне мы сегодня узнали?
Почему так называют синиц?
Почему люди заботятся о птицах зимой?
Что они для этого делают?
Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, у окна каждую зиму будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Спасибо всем за участие!
Используемая литература
- https://urok.1sept.ru/
- https://videouroki.net/olymp/utm_source=multiurok&utm_medium=banner&utm_campaign=mheadtop&utm_content=201908&utm_term=20190912olimp
- Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. Издательство Глобус, 2008.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение. 1994.
- Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы - Волгоград: Учитель, 2007.
- Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., 1998.